Спортивное ориентирование — это вид спорта, в котором участники должны как можно быстрее пройти дистанцию по незнакомой местности, используя карту и компас. На маршруте расположены контрольные пункты, которые нужно найти в правильной последовательности. Участники сами выбирают оптимальный путь между точками, что требует хорошей физической подготовки, умения принимать решения, ориентироваться на местности и грамотно распределять силы.
Развитие внимания и мышления. Ребёнок учится читать карту, анализировать ситуацию и быстро принимать решения.
Улучшение физической формы. Регулярный бег по пересечённой местности укрепляет выносливость и координацию.
Навыки ориентирования. Дети знакомятся с компасом и основами навигации, учатся находить путь в незнакомом месте.
Главная задача спортивного ориентирования — найти на незнакомой местности контрольные пункты с помощью карты и компаса. Для ночных соревнований дополнительно используют фонарь. В зависимости от правил можно проходить точки в заданном порядке или произвольно. На каждом пункте участник отмечается. Побеждает тот, кто проходит трассу быстрее всех. Для детей можно придумать сценарий с разными играми на станциях.
Возраст: 7–12 лет.
Формат: две команды.
Место: лесопарк с расставленными контрольными пунктами.
Цель: пройти маршрут и собрать все контрольные отметки.
Участники добегают до пункта, где их ждут командные аттракционы: штаны, лыжи, лодочка или гусеница. По сигналу ведущего первый экипаж бежит до флажка и обратно, передаёт инвентарь следующему. Засекается общее время. Побеждает команда с лучшим результатом.
Дальше трасса приводит обе команды к лабиринту с препятствиями. Это может быть гигантская паутинка, огромный сыр с дырками, надувной зигзаг или барьер-перекладина. Все участники должны пройти трассу от начала до конца, не зацепив инвентарь. За каждый успешный проход начисляются очки.
Здесь игроков может ждать такое испытание, как надувной дартс, гигантский тир или футбольный аттракцион. У каждого участника есть три попытки, чтобы попасть в мишень. Чем больше очков команда набирает суммарно, тем выше её результат.
Команды встречаются на новом этапе с гигантскими шашками, крестиками‑ноликами или морским боем. Ведущий объясняет правила, и начинается быстрый матч. Побеждает та команда, которая первой завершает партию в свою пользу.
На этом этапе дети собирают гигантский бургер или другой мягкий «конструктор‑закуску». Детали раскиданы по площадке. Нужно быстро найти все ингредиенты и правильно собрать их в нужном порядке. Время фиксируется, баллы начисляются за скорость и точность.
Все результаты суммируются, но для подтверждения победы команды сходятся в последнем испытании — перетягивании каната в форме гигантской сосиски. Задача простая: перетянуть соперников за линию. Победитель этого раунда получает двойные баллы, а значит, может изменить финальный счёт!