Итак, изначально в основу праздника была заложена идея земледельческого обряда. Весну славили песнями и плясками, чтобы земля оттаяла побыстрее и можно было приступать к сельскохозяйственным работам. Ведь в древние времена люди напрямую зависели от плодородия земли. В ту пору знал и стар и млад, не будет урожая - не будет и жизни! И чтобы задобрить матушку весну и Ярило-солнце все дружно включались в подготовку к торжеству.
Выпекание блинов было связано не только с благодарностью Яриле, но и служило определенной цели-задобрить покойных родственников. Люди верили, что те могут помочь в приближении весны. Поэтому первый блинок хозяйки отдавали нищим со строгим наказом помянуть ушедших. Однако две недели пока длился праздник, люди объедались не только выпечкой, но и вообще на стол выставлялось все съестное в доме. Отсюда и одно из названий праздника - «Объедуха».
В стародавние времена у Масленицы была фиксированная дата и выпадала она на 22 марта по славянскому календарю. Это был день весеннего равноденствия. С принятием христианства церковники безуспешно пытались искоренить этот праздник. Но попытки усмирить «бесовские веселья» не удались. В народных гуляниях принимали участие не только простой народ, но и господа. Согласно летописным источникам, Петр 1 лично принимал участие в городских гуляниях и с удовольствием выпивал чарку вина за здравие народа, заедая ее свежеиспеченными блинами.
Поэтому, смирившись, церковь отдала всю неделю перед Великим постом на право веселиться, а праздничные дни сократили с 14 до 7. С тех пор Масленицу принято отмечать, ориентируясь на календарь церковных праздников.
В 2025 году эта дата выпадает с 24 февраля по 2 марта.
Строгие ограничения наложили и на состав продуктов, потому еще одно название масленичной недели - «Мясопустная». Ведь в это время нельзя употреблять мяса, а рекомендуется больше думать о душе и готовиться к Великому Посту.
Сожжение чучела также было связано с желанием приблизить плодородие земли. Огонь считался символом очищения и в костер вместе с чучелом отправлялись старые вещи, предметы быта, одежда. Сама кукла олицетворяла богиню Морену-покровительницу зимы. Уничтожая ее, славяне избавлялись от зимних невзгод и напастей, оставляли позади холод и скорбь. Впереди их ждала весна, а значит тепло, новые урожаи и надежды на лучшее.
Сегодня на городских площадях мы видим чучело зимы в виде красивых нарядных дам с яркими лицами. Так ли было всегда?
Конечно, современный вариант отличался от древнеславянского. Для изготовления копии зимы сначала делали крестовину из жердей березы. Это дерево символизировало быстрый рост зелени в природе. Затем в ход шли старые тряпки, собранные по всей деревне, солома и откровенный мусор. Сверху надевали рваное платье или рубаху с обязательным растительным орнаментом или просто наматывали куски материи, чтобы создать имитацию костюма. Еще девушки привязывали разноцветные ленты и загадывали желания. Они же плели косу из очесов льна и прятали ее одним концом под пестрый платок.
Лица не рисовали, ведь чучело ассоциировалось с холодом и невзгодами, по этой причине никто не хотел смотреть зимним печалям в глаза. А чтобы соломенная фигура занималась огнем сразу, пропитывали горючим составом. В Калужской, Владимирской и других губерниях помимо большой куклы, выставленной на площадь, делали небольшие чучела для господских домов. Вот они-то и были нарядными, с раскрашенными угольком глазами и улыбающимися ртами из свекловичного сока. В соломенных руках с помощью веревки держались сковорода и веник.
Кстати, чучело сжигали не везде. В некоторых губерниях в этой роли выступала кукла из злаков, которую закапывали с надеждой получить хороший урожай.
Разработка реквизита согласно вашим пожеланиям и эскизам в короткие сроки. Доставка по РФ и странам СНГ. Гарантия на продукцию составляет 1 год со дня ее получения потребителем.